Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Черно-белая рапсодия. 5 ноября Владиславу Аристову исполняется 80 лет

05.11.2017, 19:55      Новости Магнитогорска
Фото: Магнитогорский рабочий

Художник, писатель, философ, путешественник представляет на суд зрителей новые графические работы, написанные за последние три года.

На картинах Владислава Аристова выросло целое поколение магнитогорских творцов. Его рисунки просты и понятны только на первый взгляд. На самом деле за каждой линией, пятном, образом или сюжетом вдумчивый созерцатель постепенно будет открывать для себя первый, второй и третий план. Около 70 произведений, выполненных карандашом, гелевой ручкой и акварелью, собрала выставка «Светлое и темное», устроенная в Магнитогорской картинной галерее к 80-летию художника. Собравшиеся на открытие впервые увидели представленную здесь графику, родившуюся в результате неизбывного желания автора «еще побродить, порисовать».

− Нам повезло, что в нашем городе есть такой философ-гуманист, на картинах которого выросло целое поколение магнитогорских творцов, − сказала заведующая выставочным отделом магнитогорского отделения Союза художников России Марина Ищенко. – Владислав Аристов задает такой уровень мысли, что мы встаем на цыпочки, чтобы дотянуться до этой высоты.

Владислав Николаевич уже не раз становился участником городских, всесоюзных и международных выставок. Его произведения можно увидеть в собраниях Государственного музея-усадьбы Лермонтова в Тарханах, Государственном музее народного творчества в Суздале, Магнитогорской картинной галереи, в частных собраниях России, Франции, Польши, Японии и США. Около сорока лет Владислав Аристов работал по своей основной профессии – инженером-электриком на Магнитогорском металлургическом комбинате. При этом он не прерывал занятий в изостудии Левобережного Дворца культуры металлургов и постоянно совершенствовал свое художественное мастерство. Всегда считал, что изобразительное искусство − не просто хобби или увлечение, а смысл его творческой жизни.

− Живопись – процесс интимный, на данном этапе я представляю исповедь перед творящим духом, − заявил автор на открытии выставки. − Свой первый рисунок я сделал весной 1943 года, когда мама получила фронтовое письмо от отца. С тех самых пор слово «художник» для меня как пароль, на который ты слышишь или не слышишь отзыв. Я в два раза старше сорокалетнего Иосифа Бродского, который написал: «Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной. Только с горем я чувствую солидарность. Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность».Благодарность должна быть адресной, поэтому хочу сказать большое спасибо добрым и умным сотрудницам нашей картинной галереи, которые помогли собрать эту выставку. Эти самоотверженные женщины трепетно доносят творчество художников-мужчин до зрителя.

В небольшом выставочном зале каждый мог почувствовать воздействие светлой энергетики размещенных здесь художественных произведений, совершить своеобразное путешествие по страницам выпущенных Владиславом Николаевичем книг, коих набралось уже двенадцать. Все они выставлены на отдельном стеллаже. Первая книга «Послушник» вышла в 1997 году. Римма Дышаленкова назвала ее тогда «пристрастными беседами к Богу», сам автор посчитал «путевыми заметками на пути к Создателю». В этом году появились две новые книги «Смыслы» и «Стена», продолжающие тему духовных исканий творца-художника.

− Перекличка с книгами на этой выставке безусловно есть, − соглашается Владислав Николаевич. − Это кавказская и суздальская темы, обращение к Пушкину и Лермонтову. Ведь творчество как-никак идет из одного родника, одна брызга – книга, следующая – рисунок.

Среди графических работ новой экспозиции акварельный «островок Кавказа» − своеобразное продолжение серии иллюстраций к «Измаил-Бею» Лермонтова, которые в 1970 году были приобретены Государственным музеем в Тарханах. Именно благодаря этой литературной графике художник получил звание заслуженного работника культуры РСФСР. Почему спустя столько лет Владислав Николаевич вновь обращается к «Измаил-Бею»? Для него Михаил Лермонтов и сегодня остается мощным источником, который дает неисчерпаемое вдохновение и энергию для творчества. Но средства передачи и осмысления знакомых сюжетов и природных красот Кавказа со временем меняются. Обдуманное и накопившееся в сознании выходит на новый энергетический виток и дает свежие формы творческого отображения действительности. Вот и четыре года назад, по словам Владислава Аристова, наступил такой момент:

− В поезде Москва – Псков, когда я ехал посетить пушкинские места, мне были явлены рисунки, которые я четко увидел, было показано свыше, как надо рисовать. Это была энергетика светлого и темного, черного и белого, ее мускулатура, которая образует форму. Появились необходимая энергетика пятна, динамика и импульсивность линий. Если говорить о названии экспозиции, светлым я считаю то, что мы знаем и впитываем с детства, то, что мы успели приобрести. А вот что нам неизвестно, нас немного прессует, но к нам прикасается − это темное. Это понятие не временное, а скорее трансцендентное.

Обращаясь к своим корням, художник создает собирательный образ волжской прародины – из двух деревенских поселений, где жили его бабушка и дед. Еще одно передвижение во времени дает образ Греции, воплощенный в графике «Мой пра…пра…пра… Арист». Собственная фамилия наводит на мысль, что в стране, являющейся родиной православной культуры, жили и его далекие предки. В рисунках «И приснился остров» и «Шторм на Крите» пластичность линий позволяет передать противостояние стихий воды и земли, борьбу добра и зла. Несколько путешествий Аристова по Кавказу заложили любовь к этому краю. Так, в результате дружеского общения появилась картина «Разговор с Пирузой», где в одном из собеседников мы узнаем самого художника. Любовь к малой родине мы видим в графике чудесных яблонь, стройных маковок церквей, картине «Поэт в Святогорье», посвященной Александру Пушкину, «В гостях у бабы Ани» − с впечатлениям от семейной поездки, совершенной по родным местам.

Владислав Николаевич – носитель высокой духовной и нравственной культуры, знаток отечественной литературы, творчества великих художников, которым часто посвящает свои газетные материалы. В 1989 году за серию публикаций и иллюстраций «Дорога к храму» художник был удостоен диплома «Золотое перо» газеты «Магнитогорский рабочий». Вообще к званиям и знакам общественного внимания Владислав Аристов относится спокойно и главной удачей своей жизни считает умение, как сказал Пастернак, «привлечь к себе любовь пространства»:

− Мне было дано почувствовать пространство. Я люблю его и стремлюсь к тому, чтобы оно меня любило, ведь в этом пространстве находитесь все вы.

Елена ПАВЕЛИНА / Служба новостей «МР» ©
Источник: www.mr-info.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования