Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Игры разума

07.12.2017, 6:09      Новости Магнитогорска

Кто же вы, Филипп Послер?

Блистательный моноспектакль екатеринбуржца Александра Фукалова "Казус Послера" (12+) по пьесе Жака Мужено не собрал в Магнитогорске полного зала. Судя по всему, жанр "лекция о современном искусстве" отпугнул любителей бездумных развлечений. Зато те, кто пришёл, об этом не пожалели и в финале аплодировали ничуть не тише, чем восторженная публика при аншлаге.

И это совершенно не удивительно. "Лекция" из репертуара театральной платформы "В Центре", действующей при знаменитом "Ельцин-центре", оказалась искромётной интеллектуальной комедией. Когда отзвучали овации, поинтересовалась у режиссёра звёздной постановки Елены Лукмановой - актрисы Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина, несколько лет назад приехавшей из Екатеринбурга, - не страшно ли "распугать" публику "заумным" жанром. Та с улыбкой парировала:

- Но ведь спектакль и предназначен для тех, кому интересно современное искусство.

Я бы сказала, "совремЁнное", как нарочито манерно произносит это слово лектор в клетчатом жилете и на парижский манер повязанном шарфе, обликом - истинный художник с Монмартра, в крайнем случае, искусствовед. Это словечко - одна из "фишек", придуманных режиссёром, - одновременно и раздражает публику, и привлекает её внимание. Как и кульбиты экспериментов художественного творчества второй половины минувшего столетия, с успехом перекочевавшие в век двадцать первый.

Филипп Послер - фигура интересная. Настолько, что особо любопытные зрители хватаются за мобильники и, сетуя на дырявую память, лезут погуглить имя, которое, похоже, где-то точно слышали. Но на торопливый интернет-сёрфинг времени не остаётся - всё внимание на сцену, где, при внешней непритязательности декораций, происходят поистине удивительные вещи. Пожалуй, со своей зрительской колокольни я бы обозначила жанр спектакля не как "лекцию", а как "игры разума".

Где заканчивается подражательство и начинается свободное творчество? Где грань между поиском и безумием, между открытием и эпатажем? Где завершается вдохновение и начинается жонглирование пустотой? Как разграничить новаторство и провокацию во имя провокации? Чтобы ответить на эти и великое множество других вопросов, надо разгадать одну лишь загадку: что есть искусство? Увы, однозначного ответа пока не найдено.

Лектор начинает рассказ, свет потихоньку гаснет, и на огромном экране высвечивается слайд с вроде бы уже виденным где-то ландшафтом. Взмах указки, точно мановение волшебной палочки, - и на полотне появляется недостающая "деталь" - Мона Лиза. Картина так и называется - "После Джоконды". Признайтесь, без подсказки не узнали бы пейзажа! Художник создал целую галерею подобных полотен, заметим, достаточно разнообразных. Если "После завтрака на траве" - вид поляны без действующих лиц, то полотно "После девушки с жемчужной серёжкой" может соперничать по внешнему облику с "Чёрным квадратом" Малевича. Выставка прошла с поистине грандиозным успехом - и вознёсшийся на вершины популярности Послер приглашает на выставку "После всего". Вот тут-то начинается по-настоящему детективная история с битвой мнений и юридическими баталиями вокруг продажи… обыкновенной пустоты.

Восхищаться Послером или смеяться над ним? А возможно, уронить слезу над безвременной кончиной художника, оборвавшей шествие его идей? Всё зависит от угла зрения. Александр Фукалов вдохновенно жонглирует понятиями, подбрасывает в разгоревшийся азартом открытий зал новые и новые факты, предположения, парадоксы. Вопросы в зал, обращённое к зрителям предложение прочесть отрывок из выставочного каталога Филиппа Послера, наконец, россыпь имён и цитат из пожелтевших от времени газетных страниц… Многослойная и яркая мистификация, которая становится реальностью, и реальность, оказывающаяся мистификацией.

Говоря о спектакле "Казус Послера", лучше не раскрывать всех его секретов. Пусть для зрителей, которым лишь предстоит побывать на этом пиршестве для интеллектуалов, главное останется неожиданностью. Читатели спросят: где же его увидеть, когда исполнитель главной роли, на час с лишним приковавший к себе внимание зала, отбыл в родной Екатеринбург? Да там и увидеть, посетив театральную платформу "В Центре". Магнитогорцев дела насущные частенько приводят в сердце Урала - так почему бы не совместить полезное с приятным?

Остроумную, изобилующую парадоксами пьесу Жака Мужено L'Affaire Dussaert виртуозно перевела на русский язык Ирина Мягкова - и это во многом объясняет триумфальное шествие постановки, признанной жемчужиной репертуара театральной платформы "В Центре", которая действует при "Ельцин-центре" в столице Среднего Урала. Особо хочется отметить работу художника постановки Екатерины Соколковой. А Магнитогорск может гордиться тем, что актриса, режиссёр, драматург Елена Лукманова ныне - украшение нашего театра.

Хотелось бы, чтобы магнитогорцы ближе познакомились с репертуаром театральной платформы "В Центре" - и, конечно, было бы здорово вновь увидеть в гостях замечательного актёра и человека с открытым сердцем Александра Фукалова.

Источник: magmetall.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях..

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования